16.11.2002. Russian Food and Drinks Market. Ситуация на рынке производства упаковки в России в последние годы меняется в сторону применения новых технологий.

Рынок упаковки: стоячие пакеты Doy-pack

Исследования компании «Бизнес-эксперт К» Ситуация на рынке производства упаковки в России в последние два года меняется в сторону применения новых технологий. На мировом рынке упаковки стоячие пакеты Doy-pack известны уже три десятилетия. Российский рынок упаковки Doy-pack находится в стадии своего становления, поэтому интерес к данной разновидности у производителей различных отраслей все возрастает.

К последним достижениям в области такой упаковки можно отнести разработку фигурных пакетов Doy-pack, гигиеническую сертификацию упаковки на химическую стойкость (невозможность проникновения химических частиц упаковки в продукцию), введение различных добавок в полиэтилен для увеличения прочности.

Стоячие пакеты составляют конкуренцию традиционным видам упаковки – стеклянным банкам, бутылкам и др., поскольку позволяют снизить вес упаковки, уменьшить объем при транспортировке, складировании. Благодаря Doy-pack выражение «бой тары» воспринимается как пережиток советских времен.

В России все чаще и чаще производители используют стоячие пакеты в качестве маркетингового инструментария, создавая таким образом имидж продукции.

Пакеты Doy-pack изготавливают из 2–4 слоев. Двухслойный пакет состоит из лавсана и полиэтилена. Срок годности продуктов в таком пакете составляет от 1 до 3 месяцев. В трехслойном пакете имеется еще и промежуточный слой из алюминиевой фольги, которая не дает проникать свету, влаге и является барьером между содержимым пакета и окружающей средой, что позволяет увеличивать срок годности продуктов до 1 года.

Четырехслойный пакет изготавливается для стерилизации продуктов. Состав ламината позволяет погружать пакет в автоклав (оборудование для стерилизации) с температурой 120–1300С на 30-60 минут, в результате чего срок годности стерилизованного продукта в пакете Doy-pack увеличивается до двух и более лет.

Пакет Doy-pack изнутри иногда покрывают веществом стойким к спирту, что способствует расширению области его применения не только в пищевой, но и в фармацевтической промышленности.

Данная упаковка обладает достаточной механической прочностью, химической стойкостью –обеспечивает стабильность свойств материала, помещенного в него; герметичностью, необходимой степенью проницаемости, соответствует требуемому международными стандартами уровню санитарно-гигиенических характеристик. Кроме того, такой упаковочный материал ароматонепроницаем и влагостоек.

В пакеты Doy-pack можно упаковывать жидкие или сухие продукты, к примеру соусы, соки, масла растительного происхождения, вино, кофе, чай, орехи, сухофрукты, чипсы, печенье, детское питание, корм для кошек и собак, лечебные грязи, моющие средства, гели, влажные салфетки и др.

Для удобства использования пакеты могут быть снабжены штуцерами с пробкой для дозировки жидких продуктов, а также застежкой многократного использования zip-lock для упаковки сыпучих и мелких товаров.

Чаще всего в стоячие пакеты Doy-pack упаковывают соусы, в частности майонез и кетчуп (рис. 1). Продавцы продовольственных товаров ценят Doy-pack за то, что продукция в таких пакетах не занимает много места.

На российском рынке стоячих пакетов Doy-pack ведущие позиции занимают производители оборудования из Германии, Израиля, Испании, Италии, России. Цена оборудования для фасовки варьируется в зависимости от страны производителя и комплектации от $25 до $100 тысяч и более.

Первой пакеты Doy-рack на российский рынок завезла израильская компания Repack Tadbik C.L.P., которая работает на рынке упаковки и оборудования России с 1996 года. За эти годы усовершенствованы технологии ламинирования пленки, глубокой и флексографической печати для пакетов Doy-рack, а также фигурных пакетов различных размеров. В 2001 году этой компанией был запущен завод по производству пакетов в Переславле-Залесском Ярославской области.

Repack Tadbik C.L.P. поставляет на рынок СНГ оборудование для фасовки в пакеты Doy-pack пастообразных, а также жидких и сыпучих продуктов израильского завода упаковочных машин Pack Line Ltd.

Процесс упаковки предусматривает выдачу пакета из магазина-накопителя, раскрытие пакета, дозирование продукта с последующей запайкой шва и отправкой на отводящий конвейер.

Оборудование Pack Line Ltd. на 15–40% дешевле западноевропейского, но не уступает ему по техническим параметрам. Оно идеально подходит для средних и малых российских предприятий пищевой промышленности.

ООО «Филуэт СНГ» (Москва) поставляет на российский рынок оборудование Pack Line Ltd., которое предназначено для фасовки в пакеты Doy-pack.

Крупнейшим производителем упаковочного оборудования в России, странах СНГ и Балтии сегодня является машиностроительный завод ЗАО «Таурас-Феникс» (Санкт-Петербург), который свою деятельность начал в 1987 году. На этом предприятии выпускается и фасовочно-упаковочное оборудование для пакетов Doy-pack. Автоматическая фасовочно-упаковочная линия этого завода для жидких и пастообразных продуктов модели «Пастпак-ВК» предназначена для розлива и упаковки продуктов в пакеты со стоячим дном.

Автоматы для упаковки жидкостей в пакеты Doy-pack производит ООО «Лидер Новых Технологий» (Москва).

Высокоскоростное оборудование «из рулона» для производства и фасовки стоячих пакетов Doy-pack на российском рынке представляет компания ECI, которая занимается поставками испанских горизонтальных фасовочных машин Volpak S-170, рассчитанных на наполнение стоячих пакетов емкостью 50–1000 мл со скоростью до 60 пакетов в минуту.

Компания «ПаккерМаш» представляет модель D-1000 польского завода Polpak. Производительность данной машины составляет 45 упаковок в минуту.

Болгарская машиностроительная компания YUSI-97 поставляет линию для формирования пакетов с донышком.

Главная конструктивная особенность большинства высокоскоростных автоматов заключается в том, что в качестве упаковочного материала используется пленка из рулона, из которой формируется и сваривается пакет.

Высокоскоростное оборудование отличается от оборудования фасовки в готовые пакеты высокой ценой, необходимостью усложненной многоэтапной настройки. Кроме того, обслуживание высокоскоростного оборудования значительно дороже, поэтому его применение не всегда экономически целесообразно.

В обозримом будущем на российском рынке упаковки намечаются тенденции значительного увеличения рынка стоячих пакетов Doy-pack (рис. 2). Качество такой упаковки в России не уступает мировым стандартам, тем более что для ее изготовления применяются новые технологические линии. При этом любой производитель продуктов питания может создать свой стиль упаковки, используя пакет Doy-pack.

Татьяна Сухадолец

Ваше имя

ok